|
Ремонт насосов и насосного оборудования в МосквеНасосы – эти удивительные механизмы, продукт пытливости и сметки человеческого разума. Эволюционное развитие этой ветви технического прогресса просто поражает воображение. От механических насосов поршневого типа, приводимых в действие трудолюбивыми древними греками, от архимедова винта, который крутил не менее трудолюбивый ослик, насосы ушли далеко вперед. Обыденностью стали кулачковые насосы, синусные насосы, умеющие перекачивать продукт с цельными ягодками, а то и с половинками персиков. Нас уже не удивляет перистальтический насос или пневматический насос для смазок, которые собственно и не являются жидкостями в привычном человеческом восприятии. Диффузионные насосы откачивают воздух с разряжением – Вы только себе представьте - (10-5) Па!!! – практически космический вакуум!!! И чем сложнее становятся механизмы, мудренее схемы их подключений, жестче требования к квалификации установщиков и эксплуатантов, тем сильнее усложняют жизнь своей поломкой - насосы, чья задача заключается в обратном. Очень часто возникают ситуации, когда от корректной работы одного механизма (насоса например) зависит штатная работа целого предприятия или коттеджного поселка. Потери от простоя во время ремонта насоса могут быть неизмеримо большими, нежели стоимость агрегата. В данных случаях, конечно же, лучше включать в систему или держать на складе резервный насос, но чаще всего этого не делают по ряду причин, главная из которых - традиционная наша надежда на авось. Итак, столкнувшись поломкой насоса, потребитель прикидывает, что же можно сделать в данной ситуации. Вариантов не так много: №1. Обойтись без этого насоса и, соответственно, уровня удобства, регламентированного его применением. Ну, например, сломался у вас насос в колодце. Неприятно – да, но все же не катастрофа, можно и ведром натаскать водички для чаю… Рисунок 1. Самовар и ведёрко Или Мини-АЗС на небольшом транспортном предприятии – можно, в крайнем случае, найти давно выброшенный шланг для заправки вручную, из бочки,… но всем понятно, что мера это временная и вынужденная. И тогда приходится приступать к варианту №2… №2. Попытаться починить насос своими силами. Первое правило в данном случае – посмотреть, подключен ли насос к электросети. (ну и есть ли в ней напряжение) Нередки случаи звонков в сервисный центр с вполне понятным негодованием - «Мы опустили насос в колодец, а он не работает!!!». На вопрос, включен ли насос в сеть – «ОЙ!» и короткие гудки. Народные байки (они же анекдоты) частенько бьют не в бровь, а в глаз – история, как девушка жаловалась на неработающий холодильник, и на совет посмотреть, воткнута ли вилка в розетку, – пообещала проверить, сходив сначала за фонариком. Ни в коем случае это не свидетельствует о технической неграмотности или глупости,простая невнимательность и стрессовая ситуация. Это самый простой случай сервисной поддержки. Второе правило – НИКОГДА не осматривайте, не разбирайте насос, подключенный к электросети. Третье - которое должно было быть до пункта 1. – Прочитайте Паспорт (Рисунки 2,3,4), Инструкцию по эксплуатации, Руководство пользователя. У любого насоса есть книжка, которая с ним идет, она может быть не очень красочной, текст развлекательной составляющей лишен почти напрочь, но польза от нее есть, несомненно. Рисунок 3. Образец паспорта насоса Рисунок 3. Образец паспорта насоса Рисунок 4. Образец паспорта насоса Паспорта пишут специалисты заводов. Именно для того, чтобы у пользователя было меньше сложностей. Температурный режим эксплуатации, время непрерывной работы, требования к пуско-защитной аппаратуре - это все есть в инструкции. Ключевые фразы составители паспортов стараются выделять( !!!!!! ) или (шрифтом) или комбинированно – (ЭТО ВАЖНО!!!!). Частенько эти усилия пропадают втуне, пример диалога сервисного центра: Н.А.(насосы ампика) – Скажите, вы читали паспорт? Клиент – От корки до корки, клянусь. Н.А. - А какой у вас стоял автомат защиты двигателя? Клиент – Какой автомат? Когда ему приводят выдержку из паспорта – «Гарантийному ремонту не подлежат поломки, возникшие по причине неправильного подключения к электросети, отсутствия надежной защиты, дефектного монтажа, неправильно выполненной наладки и работы без воды. ОСОБЕННОСТИ: гарантия недействительна, если насос был разобран, самостоятельно отремонтирован или испорчен покупателями. Претензии по сгоревшим электродвигателям не принимаются, если в цепь не был установлен рекомендуемый автомат защиты электродвигателя» - вопросов более не остается. И потом, покупая новый насос, он обязательно поставит АЗД , недорогую, в сущности, вещь, которая спасет ваш, зачастую очень недешевый, насосный агрегат при какой-либо чрезвычайной ситуации. Наестся, бывало, скважинный насос песка, потому что монтажники, его опуская, не учли, что его в дно не положено упирать, а у предусмотрительного хозяина стоит автомат и не дает накрыться насосу медным тазом. И после промывки и очистки такой насос работает еще долго-долго. А не было бы АЗД – и привет, ремонт нецелесообразен, экономически не выгоден и оставьте себе этот насос на запчасти… На рисунке 6 хорошо видны последствия "выпадения" одной фазы питания трёхфазного асинхронного общепромышленного электродвигателя. Невооруженным глазом видно, что из обмоток, подключённых к трём фазам, на каждые две сгоревшие приходится одна уцелевшая (эта фаза и "выпала"), равномерно чередуясь по кругу, согласно количеству полюсов. Двигатель работал с перегрузкой на двух фазах, перегрелся и сгорел. Спасти от такой поломки может реле контроля фаз, отключающее электропитание при перекосе или "выпадении" фаз, но его надо размещать в ящике. То есть по-хорошему нужно запитывать электродвигатели через полноценный щит управления насосом (изготавливается на заказ под конкретные технические условия). Поломки, идущие вслед за невнимательным чтением паспортов, касаются не только насосов с электроприводом, но и насосных агрегатов с приводом от двигателя внутреннего сгорания. Ниже приведен пример поломки мотопомпы, недобросовестный хозяин которой не залил масло перед первым пуском. Мотопомпа не отработала десяти минут и показала "кулак дружбы" ( шатун пробил блок цилиндров ). Это не единичный случай, поэтому (повторяем) следует внимательно читать инструкцию по эксплуатации, и особенно внимательно отнестись к первому пуску. Большинство мотопомп, в которые не было залито масла или не был заменен заводской консервант, не способны проработать больше десяти-пятнадцати минут. Четвертое - Никогда не стесняйтесь проконсультироваться перед приобретением насоса со специалистом. Это может оказаться чрезвычайно полезно. Частенько в разговоре небезразличный специалист может выловить мелкие моменты, которые критично отразятся на сроке жизни насоса. Так одна компания покупала торцевые уплотнения к насосам, обычно использующимся для чистой воды. Покупала часто, но понемногу, не вызывая особенных вопросов. После покупки 6-го или 7-го т/у, возник вопрос - сколько же у вас насосов? Клиент удивился, и говорит – один.… И только после ряда наводящих, уточняющих вопросов выяснилось – они качали оборотную воду, после резки плитки, с шикарным количеством абразива. После того, как ему был поставлен специальный торец с парой трения для абразива, в течение (пока) 7-8 мес. данный клиент у нас не объявлялся, всё работает корректно. В мире ничего нет вечного, любое оборудование требует ухода, внимательного отношения. Уточняйте, что критично для насоса, какие действия с ним обязательны, что можно сделать для того, чтобы насос работал подольше. Но к любому оборудованию надо подходить критично – не получится ручным насосом быстренько перекачать цистерну с соляркой, и по 10 лет они не служат... Перекачать озеро малышом – не вариант. И если насос проработал 5-7 лет - это очень неплохой показатель. Но иногда насосы все же выходят из строя… Рисунок 8. Пример поломки насоса вследствие перекачивания жидкости с большим количеством твердых частиц. №3. Обратиться в сервисный центр (далее СЦ) Понятное дело, что вытащить ветку из насоса или промыть забившийся песком насос – задача, с которой справится любой нормальный мужчина. Но к нам в ремонт с такими "поломками" также обращаются. Частенько, разобрав насос и не найдя причины его выхода из строя, привозят насос к нам в виде конструктора с почти что всеми детальками. Бывает, что процесс разборки производится молотком и газовым ключом, что наносит насосу гораздо больший вред, чем первоначальная неисправность. А) Определитесь - стоимость осмотра любого насоса – 1000 руб. – стоит ли ремонтировать насос ручной для бочки (например FX-18), если стоимость нового – 1500 р? Вряд ли насос вам настолько дорог, чтобы его восстанавливать невзирая на затраты. Б) Определите, цел ли двигатель. По опыту, чаще всего, если сгорели обмотки двигателя, стоимость ремонта будет приближаться к стоимости нового насоса - нужно ли вам это?? В) Большая часть заводов, с которыми мы работаем, доверяет нашему СЦ первичный осмотр и диагностику насосов, тем не менее, часть насосов приходится отправлять на завод, а там приёмка обычно жёстко бюрократическая: следы самостоятельной разборки насоса – основная причина отказа в гарантийном ремонте. Г) Иногда разборка-сборка насоса производится профессионально, красиво и четко, но, полагая, что схема насоса понята ремонтником лучше, чем конструктором, при сборке остаются лишние детали. В подобном случае например не были поставлены маленькие уплотнительные кольца у болтов на погружном насосе (Рисунок 3). Итог закономерный - вода в двигателе… со всеми втекающими, если позволителен такой перефраз. Рисунок 9. Пример неустановленного при сборке уплотнения. В ремонте любого оборудования есть два пути – 1-ый, наиболее широко применяющийся: • разборка с обязательной фиксацией (записи, фото) • дефектация деталей • восстановление в том виде, как представляется мастеру (очистка, промывка, шлифовка, полировка, восстановление формы, герметичности и т.д.) • замена сломанных деталей • сборка в обратном порядке • пробный пуск • тестирование 2-ой, реже используемый: • разборка с обязательной фиксацией (записи, фото) • понимание механики движения жидкости в насосе • понимание влияния геометрии, движения и свойства каждой детали насоса на его работу • анализ причины неработоспособности насоса • восстановление • пробный пуск • тестирование Чаще мы в своей работе пользуемся именно 2-м способом, но многие неисправности уже знакомы, и их анализ не занимает много времени. Тем не менее, разборка практически любого насоса - задача кропотливая и не всегда простая. Ремонт дело добровольное, если вы занимаетесь этим сами, готовьтесь к самостоятельному поиску з/ч, к тому, что вам понадобится специальное оборудование и оснастка. Мы же готовы к ремонту любой сложности, имеем опыт, и оборудование, и запчасти. Когда клиент, разобрав и «починив» насос впадает в ступор – «Мы все сделали, как было, а оно все рано не работает!!!» - то он приносит насос к нам. И в 99 % случаев мы находим ту тонкость, ту мелочь, которую надо исправить и у нас начинает крутиться то, что не крутилось, качает то, что не качало! |